free templates joomla

Председатель Комитета Правительства Чеченской Республики по охране и использованию культурного наследия
Ислам Ризванович Молочаев

График работы

График работы

Понедельник - Пятница

с 09:00 до 18:00

Общественный совет

Общественный совет

Разделы КПОКН

» Гимны РФ,ЧР

» Герб ЧР и Грозного

Ссылки

MINKULT

MINKULT

MINKULTRF

moskwagor

 

ПРОТОКОЛ № 2 заседания межведомственной рабочей группы по координации работы по пресечению, предупреждению и профилактике нарушений федерального законодательства об охране объектов культурного наследия

                                                                                             «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                                          Председатель Комитета

                                                                                          Правительства Чеченской Республики

                                                                                          по охране и использованию

                                                                                          культурного наследия

                                                                       

                                                                                          _________________И.Р. Молочаев        

 

 

ПРОТОКОЛ № 2

 

заседания межведомственной рабочей группы по координации

работы по пресечению, предупреждению и профилактике нарушений федерального законодательства об охране объектов культурного наследия

 

 «7» июня 2017 г.                                                                                  г. Грозный

 

Председатель: Председатель Комитета Правительства Чеченской Республики по охране и использованию культурного наследия –  И.Р. Молочаев;

Секретарь: Главный специалист – М.А. Цуева

 

Присутствовали:

№ п/п

Фамилия, имя, отчество

Должность

1.

Исаев Абу Вахаевич

Заместитель председателя Комитета Правительства Чеченской Республики по охране и использованию культурного наследия (далее – Комитет)

2.

Яндаров Магомед-Эмин Русланович

Главный специалист отдела залога и управления республиканской казной Министерства имущественных и земельных отношений Чеченской Республики

3.

Эльдаров Мурат Ибрагимович

Заместитель начальника отдела ввода данных и обработки документов Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Чеченской Республике

4.

Канаев Сайд-Ибрагим Ахмедович

Заместитель начальника отдела учета Госимущества по Чеченской Республике

5.

Юсупов Магомед Идрисович

Главный специалист отдела управленияи использования особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды ЧР

6. 

Боршигов Мурад Хамзатович

Главный специалист-эксперт Комитета по архитектуре и градостроительству Чеченской Республики

7.

Джабраилов Саид-Эмин Магомед

Директор Аргунского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника

8.

Хаджиев Рамзан Магомедович

Заместитель директора Аргунского музея-заповедника

9.

Ахмадов Лема Хамзатович

Заведующий отделом правового обеспечения Аргунского музея-заповедника

10.

Азиев Умар Шахидович

Консультант сектора юридического обеспечения, кадров и документооборота Комитета

11.

Бекмурзаев Саид-Хасан Хасмагомед.

Начальник отдела археологии и архитектуры Комитета

12.

Заурбеков Алавди Абдулхасимович

Начальник отдела научно-технической документации и экспертизы

13.

Горчханов Сайд-Али Дуваевич

Главный специалист-эксперт по объектам культурного наследия федерального значения Комитета

14. 

Хуцуева Фатима Султановна

Начальник отдела инспекции и государственного реестра Комитета

 

На заседании были рассмотрены вопросы:

 

         1. Актуальное состояние и проблемы в определении собственников объектов культурного наследия и постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов культурного наследия, находящихся на территории Чеченской Республики (докладчик – Исаев А.В.);

2. Уточнение собственников (пользователей)объектов культурного наследия, расположенных на территории районов Чеченской Республики и в г. Грозном (докладчик - Азиев У.Ш.);

3. Регистрация объектов культурного наследию в едином государственном реестре объектов культурного наследия  народов Российской Федерации (докладчик – Хуцуева Ф.С.).

 

СЛУШАЛИ:

Исаев А.В.На повестку заседания вынесен вопрос определения государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия.

        Государственная регистрация права собственности — это юридический акт, т.е. действие, влекущее за собой определенные юридические последствия.Порядок ее осуществления установлен Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». 

       Процедура такой регистрации едина на всей  территории РФ благодаря системе записей о правах на каждый объект собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

       Государственная регистрация права собственности на объект культурного наследия (далее – ОКН)имеет свои отличительные особенности по сравнению с государственной регистрацией прав собственности на другие объекты недвижимости.

       Основным нормативным актом, регулирующим отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны ОКН является Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон об объектах культурного наследия).

       В соответствии со  ст. 48 Закона об объектах культурного наследия при государственной регистрации права собственности на ОКН собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника ОКН обязательства по содержанию ОКН, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

       Согласно Закона об объектах культурного наследия при отчуждении ОКН из государственной или муниципальной собственности новый собственник принимает на себя обязательства по содержанию ОКН, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), по выполнению требований к условиям доступа к нему граждан, иных обеспечивающих его сохранность требований, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника ОКН в соответствии со статьей 48 Закона об объектах культурного наследия.

       Также в соответствии с требованиями п.1 ст. 29 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон о приватизации) ОКН (памятники истории и культуры, а также выявленные ОКН) могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены настоящим Федеральным законом, при условии их обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию.

        Исходя из вышеуказанных положений Закона об объектах культурного наследия и Закона о приватизации в отношении ОКН, являющихся государственной (муниципальной) собственностью, охранное обязательство заключается в случае отчуждения их из государственной (муниципальной) собственности.

        Охранные обязательства в соответствии с Законом об объектах культурного наследия заключаются также при передаче ОКН в пользование по договорам аренды или безвозмездного пользования.

       В соответствии с вышеуказанными требованиями законодательства, обязательным условием заключения сделок в отношении ОКН является охранное обязательство пользователя ОКН, а также указание требований к сохранению ОКН в договоре в качестве его существенных условий.

       В связи с чем, при совершении гражданско-правовых сделок (в частности, договор дарения, договор купли-продажи) в отношении ОКН для проведения государственной регистрации права собственности на ОКН новому собственнику необходимо представить охранное обязательство и заявление о государственной регистрации ограничений (обременений) права, установленных охранным обязательством.

       Согласно требованиям Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» при государственной регистрации права на ОКН (выявленный ОКН) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним излагаются обязательства по сохранению ОКН (выявленного ОКН).

       Также обращаю ваше внимание на положения статьи 21 Закона об объектах культурного наследия, согласно которой на ОКН, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт ОКН. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного ОКН, и иные сведения, содержащиеся в реестре.

         Паспорт ОКН является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с ОКН либо земельным участком, в пределах которых располагается объект археологического наследия.

        Необходимо иметь в виду, что согласно п. 3статьи 214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса, то есть органы государственной власти в рамках их компетенции, или по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, а также юридические лица и граждане.

          И последнее важное обстоятельство: согласно Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»  органы охраны объектов культурного наследия направляют в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, сведения о недвижимом имуществе, отнесенном к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации или к выявленным ОКН, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении их в единый государственный реестр объектов культурного наследия, о принятом решении о включении выявленного ОКН или об отказе включить выявленный ОКН в единый государственный реестр объектов культурного наследия, об особенностях, составляющих предмет охраны указанного имущества как объекта культурного наследия или выявленного ОКН, и об обязательствах по его сохранению в порядке и в сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

 При осуществлении государственной регистрации прав на объект культурного наследия, в отношении которого не зарегистрировано ограничение (обременение) права, если на момент регистрации права оформлено охранное обязательство, заявления о регистрации прав и о регистрации ограничений (обременений) данного права должны быть представлены в регистрирующий орган одновременно. Соответственно, непредставление в указанном случае одновременно заявления с необходимыми документами по государственной регистрации прав и заявления о государственной регистрации ограничения (обременения) права на объект культурного наследия с необходимыми документами, на наш взгляд, является основанием для приостановления и при не устранении причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, может послужить основанием для отказа в государственной регистрации права на объект культурного наследия в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997        № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Полагаем, что за регистрацией ограничения права может обратиться как собственник объекта недвижимости, так и Комитетом, и орган местного самоуправления. Охранное обязательство в данном случае может быть предоставлено как лично, так и в рамках межведомственного запроса.

В соответствии с пунктом 6 статьи 48 Федерального закона № 73-ФЗ установленные ограничения (обременения) на объект культурного наследия сохраняются при переходе права собственности или иных вещных прав на указанный объект к другому лицу.

Проблемный вопрос, уже обозначенный выступавшими, заключается том, что если в ЕГРП отсутствует регистрация права собственности на соответствующий объект недвижимости, являющийся объектом культурного наследия, государственная регистрация ограничения прав на данный объект не может быть в ЕГРП произведена.

 

ВЫСТУПИЛИ:

Молочаев И.Р. – На территории Чеченской Республики оформление прав на объекты культурного наследия подходит к завершению. Так, объекты культурного наследия на территории Аргунского музея-заповедника почти завершили работу по оформлению прав собственности, в основном осталось завершить работу на плоскостной части.

 (Заурбеков А.А., Яндаров М-Э.Р., Горчханов С-А.Д., Джабраилов С-Э.М., Канаев С-И.А.).

 

СЛУШАЛИ:

Азиев У.Ш. – Базовым законом в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия является Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Сведения об объектах культурного наследия содержатся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, представляющем собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных.

Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований Закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. На объект культурного наследия собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. Паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых на государственную регистрацию при осуществлении сделок с объектами культурного наследия.

При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению, требования к условиям доступа к нему, иные обеспечивающие его сохранность требования.

При государственной регистрации договора купли-продажи объекта культурного наследия новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.

Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных Комитетом и в соответствии с документацией, согласованной с Комитетом, и при условии осуществления Комитетом контроля за проведением работ.

К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Памятники и ансамбли, находящиеся в общей собственности, включая памятники и ансамбли, относящиеся к жилищному фонду, а также земельные участки, в границах которых расположены указанные памятники и ансамбли, разделу не подлежат. Выдел собственникам их доли в натуре не осуществляется.

За нарушение настоящего Федерального закона должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае принятия решения об исключении объекта культурного наследия из реестра охранное обязательство собственника объекта культурного наследия прекращает свое действие со дня вступления в силу такого решения.

Следует отметить, что памятники и ансамбли, находящиеся в общей собственности, включая памятники и ансамбли, относящиеся к жилищному фонду, а также земельные участки, в границах которых расположены указанные памятники и ансамбли, разделу не подлежат и выдел собственникам их доли в натуре не осуществляется.

В заключение необходимо сказать о том, что запрещается использование объектов культурного наследия и их территорий:

- под склады и производства взрывчатых и огнеопасных материалов;

-под склады и производства материалов, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасады и территорию;

-под производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ;

-под гаражи или специально оборудованные стоянки транспортных средств.

По второму вопросу выступили: Молочаев И.Р., Хаджиев Р.М., Бекмурзаев С-Х.Х., Яндаров М-Э.Р.

 

         СЛУШАЛИ:

Хуцуева Ф.С.  В Российской Федерации ведется Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия. Данный реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а так же посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном указанным законом.

Работа по регистрации объектов культурного наследия в реестре Комитетом уже идет к завершению. На сегодняшний день в автоматизированную электронную систему учета памятников на сегодня введены данные по 669 объектам культурного наследия. Из них 582 зарегистрированы в реестре приказами по Минкультуры России, 6 ОКН осталось внести.

Полностью культурное наследие Чеченской Республики должно быть зарегистрировано в реестре, согласно поручению Президента РФ, к 2018 году.

Сам электронный реестр наследия модернизируется и расширяется не только по части количества объектов. Базовые учетные сведения планируется дополнить проектной документацией по реставрации объектов культурного наследия, текстами связанных с ними историко-культурных экспертиз, решениями госорганов охраны памятников и прочей актуальной информацией.

Вся пообъектная информация единого госреестра в дальнейшем должна быть привязана – вместе с объектами - к карте нашей Родины, на базе одного из популярных картографических интернет-ресурсов, и опубликована в Интернете ко всеобщему сведению. 

По некоторым памятникам, к сожалению, еще нет полной информации  – не указаны современные адреса, не определены предметы охраны – то есть те самые архитектурные и художественные особенности объекта, за которые мы и считаем этот объект памятником истории и культуры. Кроме того, не всегда известны границы территории памятника, нет информации, в какой степени сохранности он имеется. То есть проблемы учёта в настоящий момент сохраняются. Но эта проблема постепенно решается. В реестр поэтапно вносятся все необходимые документы.

После завершения работы по внесению и регистрации объектов культурного наследия в реестре, продолжится работа по включению в реестр выявленных объектов культурного наследия.

 

По третьему вопросу выступили: Молочаев И.Р., Исаев А.В., Джабраилов С-Э.М.

 

РЕШИЛИ:

         1. Продолжить работу по определению собственников объектов культурного наследия и постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов культурного наследия, находящихся на территории Чеченской Республики.

2.Завершить работу по уточнение собственников (пользователей)объектов культурного наследия, расположенных на территории районов Чеченской Республики и в г. Грозном.

3. Завершить до конца 3-го квартала работу по регистрации объектов культурного наследия в реестре.

 

Скачать